ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

Казённое образовательное учреждение Омской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"

(VIII вид)

Россия, г. Омск - 18, ул. 5-я Кордная 7,
тел: 8(3812) 58-22-84, 8(3812) 56-25-97, 8(3812) 56-03-69

 

КОРРЕКЦИЯ АКТИВНО-ВОЛЕВЫХ ДЕФЕКТОВ

Воспитателю следует иметь в виду положение, установленное в самое последнее время европейскими и американскими исследователями, что для воспитания воли важно не развитие воли, например, чтобы перенести трудные минуты или чтобы достигнуть поставленной себе цели, а выработка мотивов обуславливающих наши действия. Среда с самыми широкими  разнообразными своими раздражителями должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.

Укрепление слабой, больной вол должно проводиться систематически. Для этого прежде всего необходимо, чтобы у кого-нибудь из окружающих была твердая воля; воспитатель ребенка со слабой волей должен служить источником вол, из которого он черпает подкрепление, так как воля передается от одного человека к другому. Люди с неустойчивой волей не могут воспитать крепкую волю.

У слабовольных детей недостаточно развита установка (внимание) и нет центрированных склонностей к чему-либо: такой ребенок на всех смотрит одинаковыми глазами; для него все любопытно, что ново, но все новое для него скоро стареет, надоедает, так как он интересуется лишь внешней стороной явлений. Вследствие этого многообразие жизни, масса новых впечатлений отнимают так много энергии у слабовольного, что после дневной сутолоки он испытывает  только усталость и спутанность мыслей. Чтобы избежать этого, необходимо удалить ребенка от шума, лишить плохо переносимого им разнообразия. Уменьшая количество рецепций (восприятий), мы тем самым увеличим их интенсивность. Ребенок видит и слышит немногое, но получает возможность глубже взглянуть на вещи, дольше заинтересоваться ими. Постепенно задерживая внимание ребенка на тех или других интересующих его явлениях, побуждая его не только пассивно рассматривать и понимать эти явления, но и стремиться к достижению какого-либо успеха, можно пробудить в его сознании желание что-нибудь сделать, добиться, довести до конца начатую работу, получить впервые удовлетворение в труде, а это уже явится толчком и опорой его само действие.

Все дети подражательны  и внушаемы. Если слабовольный ребенок будет видеть вокруг себя людей настойчивых в своих требованиях, решительных, строгих к своим словам, обещаниям  т.п., то невольно он сам постепенно усвоит подобные же черты характера.

Требования в выполнении какой-либо работы, занятия всегда должны соразмеряться с силами, знаниями  навыками ребенка. Здесь особенно тщательно должна соблюдаться дозировка всякой работы: постепенное увеличение нагрузки на ребенка, имеющего те или иные недостатки в волевом усилии.

Коррекцию слабоволия, развитие  укрепление вол весьма разумно начинать с физического воспитания: с так называемых естественных  движений (бег, коньки, лыжи, плавание и т.п.), вольных игр, организованных подвижных игр. В борьбе с детским слабоволием эти виды физического воспитания оказывают большую услугу и притом двойную, так как они физически оздоровляют и одновременно способствуют исправлению слабости характера. Физическое воспитание вырабатывает в слабовольном ребенке отсутствующие черты характера: выносливость, выдержку, смелость, решительность и т.п. Физическое воспитание должно осуществляться живо, забавно, весело и интересно.

С наступлением некоторого улучшения воли дальнейшая ее коррекция ведется разнообразным физическим трудом (и в мастерской,  при самообслуживании) с постепенным присоединением умственной работы.  Такая последовательность объясняется тем, что физический труд возбуждает организм, ускоряет дыхание и кровообращение, улучшает пищеварение и обмен веществ и тем самым ставит мозг в лучшие жизненные условия, а все это, в свою очередь, является хорошей подготовкой к школьным занятиям и вообще ко всему интеллектуальному усилию.

Весьма хорошо помогает здесь коллективный труд, который создает желание работать и повышает стремление довести до конца начатую работу.

Воспитание должно вселять в ребенка уверенность, что он может понять, может сделать то или иное дело,  научить его радоваться всякому сделанному им усилию.

Необходимо научить ребенка желать и приводить в исполнение свои желания, словом осуществлять их. Для этого полезно давать ему задачи разной трудности. Эти задачи в течение долгого времени должны быть доступны ребенку и усложняться лишь по мере развития его сил. Если это условие не соблюдено и ребенок постоянно чувствует себя не в силах сделать, что нужно, то предлагаемые задачи не будут служить здоровым упражнением воли и внимания, а лишь убедят его в собственном бессилии, лишат его уверенности. Ребенок постепенно утратит веру в свои способности и станет сомневаться в самом себе.


МЕТОД ИГНОРИРОВАНИЯ

Исключительным по характеру детям никоим образом нельзя показывать, что в них видят исключительность. Они не должны знать, что их считают ненормальными, так как это ведет к тому, что одни из них преувеличивают свои психические аномалии, другие же совсем не желают быть ответственными за свои поступки.

Особенно хорошие результаты метод игнорирования дает в коррекции характера истеричных детей – их рисовка, театральность, болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем  исчезновению.

 

ДЕЙСТВИЯ ПРИ СИЛЬНОМ ВОЗБУЖЕНИИ РЕБЕНКА  

Здесь прежде всего надо действовать хорошим примером; разумно налаженным режимом; спокойным движением жизни учреждения.

В худших случаях надо укладывать ребенка в кровать или сделать обертывание или ванну. Но ни в коем случае недопустимо при сильном возбуждении воспитанника применять наказание, так как во время резких эксцессов (например, бросание в людей чем попало, неистовые крики с плачем и без него) ребенок находится в полубессознательном, а потому  безответственном состоянии – человек в аффекте невменяем. Разыгравшийся аффект уже не дает возможности собой овладеть, поэтому следует оградить самого возбужденного и окружающих от него.

С длительным приступом возбуждения борются изоляцией (но без запирания на замок)  с постельным режимом на несколько часов или дней. Разумеется, что при этом не должно быть недостатка а наблюдении. Сделайте вид, что вы смотрите на него как  на больного,  - ставьте градусник, давайте индифферентное лекарство.

Детей-истериков в момент сильного возбуждения гораздо действеннее не замечать, игнорировать, но ни в коем случае не оставлять без надзора, так как некоторые из них с таким болезненным стремлением обращать на себя внимание склонны к попыткам самоубийства. Наказывать их также небезопасно, потому, что это может привести за собой неприятные осложнения – проявления у них психической немоты, параличей.

Профессор Тарасевич, руководитель одесского врачебно-педагогического кабинета весьма рекомендует ко всем описанным приемам добавлять метод бесед. После того как ребенок уже успокоился он становится более доступным для контакта с педагогом. В этих условиях воспитателю путем простой  доброжелательной беседы легче и проще интимно подойти к ребенку  глубже понять его поведение. Для метода этих бесед нельзя указать определенные рецепты, здесь необходим большой опыт и такт со стороны педагога.   Метод бесед достигает цели тогда, когда ребенок начинает видеть в лице воспитателя своего наиболее близкого друга и защитника во всех трудных вопросах жизни.

     

Наши контакты

Адрес: 644018 г. Омск, ул. 5-я Кордная 7


Телефон: 8(3812) 58-22-84

E-mail: flotilia5@rambler.ru

Конструктор сайтов - uCoz