Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов"

План педсовета:

-Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов. Выступление зам. директора по УВР Маланиной Н.А.

-Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром эмоционального выгорания. Выступление зам. директора по ВР Елизаровой И.В.

-Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.  Методы восстановления психического и физического здоровья педагогов, противостояния профессиональной деформации. Выступление педагога-психолога Кокорич Н.П.

Казённое образовательное учреждение Омской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"

(VIII вид)

Россия, г. Омск - 18, ул. 5-я Кордная 7,
тел: 8(3812) 58-22-84, 8(3812) 56-25-97, 8(3812) 56-03-69

Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов. Выступление зам. директора по УВР Маланиной Н.А.

Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов в книге “Личность и профессия” еще в 1926 г. писал: “… когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп”.

В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк, однако все они могут быть разделены на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, повышению эффективности жизнедеятельности, и астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности. Значительная часть негативных новообразований составляет группу изменений, получивших название жесткого ролевого поведения, обуславливающего профессиональные деформации личности. Образованию дезадаптивных изменений в наибольшей мере подвержены профессии, принадлежащие к системе “человек - человек”: врач, учитель, юрист, психолог, журналист, священник и др.

Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога являются: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности; эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.); монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда; утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности, а также возрастные изменения, связанные со старением:

а) социальное старение:

-Перестраивается мотивация;

-Слабеют интеллектуальные процессы;

-Изменяется эмоциональная сфера;

-Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

б) нравственно-этическое старение:

-Навязчивое морализирование;

-Скептическое отношение к молодежной субкультуре;

-Противопоставление настоящего прошлому;

-Преувеличение заслуг своего поколения и др.

в) профессиональное старение:

-Невосприятие нововведений;

-Переоценка значения опыта своего поколения;

-Трудности освоения новых средств труда;

-Снижение темпа профессиональных функций и др.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя. Основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

Педагогической деформации способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на самих воспитательниц, так и на половую самоидентификацию детей.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы.

Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром эмоционального выгорания. Выступление зам. директора по ВР Елизаровой И.В.

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.  Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ

По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.

Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.

Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.

Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например, поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться — принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.

Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.

Однако одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества.

В организации можно выделить два момента.  

Угрозой для педагога является работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять-таки появлению психосоматики.

Второй момент – это отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск эмоционального выгорания. Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования.

Официально профессиональных заболеваний педагогов не существует, однако, как считают сами педагоги, это не так. Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое  «выгорание». Часто его называют  «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.

Это состояние нередко наблюдается у людей, работающих в системе «человек-человек», таких как педагоги, психологи, менеджеры, медицинские и социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, профессиональные военные и др.

Эмоциональное выгорание представляет собой реакцию на хронический эмоциональный стресс и характеризуется следующими признаками:

  сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.;

 негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся, пациентам, клиентам и др.), так и к коллегам;

 нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;

 ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;

 неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;

 немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;

 ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.

 снижение качества жизни в целом.

В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.

У педагогов синдром «выгорания» обычно развивается медленнее, чем представителей других профессиональных групп (специалистов служб занятости, системы здравоохранения, социального обеспечения, сотрудников уголовно-исполнительной системы). 

«Выгорание» не ограничивается только профессиональной деятельностью человека и приводит, в конечном счете, к серьезным деформациям личности. То есть нельзя быть «выгоревшим» на работе и «нормальным» дома. Поэтому существует такой термин, как «выгорание личности».

По уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Следовательно, «выгоревший» человек не является здоровым. Он, в зависимости от степени выраженности симптомов, может быть либо в так называемом «третьем состоянии» («предболезнь» – ещё не болезнь, но уже и не здоровье), либо, при наличии достаточных клинических признаков для того или иного диагноза, его следует считать больным со всеми вытекающими последствиями.

Синдром «выгорания» – весьма негативный феномен не только для личности «выгорающего», но и для социума, поскольку отрицательные последствия профессионального «выгорания» являются общественно-опасными. В первую очередь это касается медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов.

В то же время эта проблема более чем актуальна и для образовательных учреждений, поскольку деятельность «выгоревших» педагогов чревата ухудшением психического и физического здоровья школьников.

У вас была возможность провести диагностику с целью определения  уровня эмоционального выгорания (по методике В.В.Бойко). В обследовании приняли участие 32 человека.

1 фаза. Напряжение. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза не сформировалась – 56%

Фаза в стадии формирования – 41%

Сформировавшаяся фаза – 3%

Симптомы:

- Переживание психотравмирующих обстоятельств – 16%

Симптом проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе не устранимы. Раздражение постепенно растёт, накапливается отчаяние и негодование.

- Неудовлетворённость собой – 6%

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального переноса" - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя.

- Загнанность в клетку – 3%

 Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, ещё и ещё раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объёмов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек ощущает себя "загнанным в клетку". Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние "загнанности в клетку", и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: "неужели это не имеет пределов", "нет сил с этим бороться", "я чувству безысходность ситуации".

- Тревога и депрессия – 3%

 Чувство неудовлетворённости работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы.

2 фаза. Резистенция (сопротивление) Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

Фаза не сформировалась – 31%

Фаза в стадии формирования – 41%

Сформировавшаяся фаза – 28%

Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 28%

 Профессионал начинает неадекватно "экономить" на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов.

Действует принцип "хочу или не хочу": сочту нужным - уделяю внимание данному партнёру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности.

При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения он весьма распространён. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако человек, с которым вы общаетесь или сторонний наблюдатель фиксирует иное - эмоциональную чёрствость, неучтивость, равнодушие. Это интерпретируется партнёрами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

- Эмоционально-нравственная дезориентация – 3%

Данный симптом как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнёром. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: "это не тот случай, чтобы переживать", "такие люди не заслуживают доброго отношения", "таким нельзя сочувствовать", "почему я должен за всех волноваться". Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному выбору. К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой лёгкостью почти каждый, занимая своё место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе, к сожалению, привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения.

- Расширение сферы экономии эмоций – 19%

Такое доказательство эмоционального выгорания проявляется в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе человек до того устаёт от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой "жертвой" эмоционального выгорания. На службе человек ещё держится соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкается или, хуже того, готов послать всех подальше, а то и просто "рычит" на супруга и детей. Можно сказать, что он пресыщен человеческими контактами и переживает симптом "отравления людьми".

- Редукция профессиональных обязанностей – 19%

Термин "редукция" означает "упрощение". В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По "законам редукции" субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скучным и недостаточно информативным. Больной жалуется на кашель, его надо послушать с помощью фонендоскопа, задать уточняющие вопросы, но вместо этих действий, требующих подключения эмоций, доктор ограничивается направлением на флюорографию. Медсестра, пришедшая на дом делать укол, не обронила доброго слова, "забыла" дать пояснения к приёму назначения.

3 фаза. Истощение. Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме "выгорания" становится неотъемлемым атрибутом личности.

Фаза не сформировалась – 69%

Фаза в стадии формирования – 25%

Сформировавшаяся фаза – 6%

Фаза включает:

- Эмоциональный дефицит – 13%

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит ещё недавний опыт этого человека: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и он переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложнённую форму: всё реже проявляются положительные эмоции и всё чаще - отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом "эмоционального дефицита".

- Личностная отстранённость – 3%

Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевлённый предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

- Психосоматические и психовегетативные нарушения – 6%

Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Многое из того, что касается профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - "выгорание" - самостоятельно уже не справляется с нагрузками и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.

Общий итоговый балл

Эмоционально не выгоревшие – 53%

Средний уровень эмоционального выгорания – 41%

Высокий уровень эмоционального выгорания – 3%

Критический уровень эмоционального выгорания – 3%

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

Как правильно осмыслить результаты диагностики:

- какие симптомы доминируют;

- какие симптомы уже сложились и какие доминируют;

- объяснимо ли эмоциональное выгорание (если оно у вас выявлено) факторами профессиональной деятельности или  субъективными факторами;

- какой симптом (симптомы) более всего отягощают ваше эмоциональное состояние;

- в каких направлениях надо влиять на рабочую обстановку, чтобы снизить нервное напряжение.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами. Появление  симптомов эмоционального выгорания – естественные явления в педагогической деятельности, результаты диагностики не должны Вас пугать, а лишь только насторожить и предупредить, что к себе надо относиться бережно, учиться преодолевать усталость, нервозность, противостоять стрессам.

Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры. Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, психорегулирующие средства – аутотренировка, мышечная релаксация.

Существует множество способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Я хочу, чтобы Вы внимательно относились к себе, своему здоровью физическому и психическому, противостояли развитию у вас профессиональной деформации. На память о сегодняшнем семинаре, как дополнительное пособие, хочу оставить Вам небольшую подборку “Советы педагогам…”.

Профилактика синдрома выгорания

Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:

 1. Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритеты и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.

 2. Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду. Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков — это повышение степени риска развития СЭВ.

 3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы — это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством, которые позволяют расслабиться и отвлечься.

 4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.

 5. Исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению СЭВ.

 6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность «выгорания» значительно снижается. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается психоэмоциональное напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы или трудной ситуации.

 7. Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9 ч в сутки.

 Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам:

 — стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

 — научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

 — проще относиться к конфликтам на работе;

 — не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

 Итак, «синдром профессионального выгорания» — процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом.

 Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь — гореть и плакать.

 

СТРАНИЧКА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Советы педагогам

Кто не ценит собственного здоровья,

тот меньше заботится и о других людях.

                                                                                              В.М.Шепель

          Проектируя стратегию профессионального роста, педагогу необходимо продумывать и усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического, дружить с ортобиотикой.

          Ортобиотика – это наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя.

          Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ – «радоваться»!

          Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.

          Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Желательно иметь интересное хобби.

         Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

         Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры также эмоционально положительно воздействуют и на взрослых людей, в том числе и на педагогов. Тот, кто может увлечь детей, душевно богат.

          Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

           Культура общения. Важный элемент ортобиоза. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.

           Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

           Самоорганизация труда – это организация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессе профессиональной деятельности, основными элементами которой являются:

           личная организованность в соблюдении ортобиоза;

           рациональное распределение рабочего времени;

           рациональное оборудование рабочего места;

           профессиональное выполнение своих функций.

           Самоконтроль и саморегуляция – это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Разнообразен круг полезных привычек. Прежде всего, они связаны с соблюдением личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Например, в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку, принимать водные процедуры, соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решать на «свежую голову».

          Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни – исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.     

       Основные принципы психологии здоровья, сформулированные известным врачом Николаем Михайловичем Амосовым:

  1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
  2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым …Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.
  3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
  4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще и характером. К сожалению, здоровье как важная цель встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.
  5. Для  здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровья не обеспечивает…
  6. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
  7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.
  8. Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!
  9. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уж точно несчастье.

Наши контакты

Адрес: 644018 г. Омск, ул. 5-я Кордная 7


Телефон: 8(3812) 58-22-84

E-mail: flotilia5@rambler.ru

Конструктор сайтов - uCoz